На обложку
Hosted by uCoz

ДМИТРОВСКОЕ

(Из истории села и памятника архитектуры)

В путеводителях по Подмосковью село Дмитровское и его окрестности называются в числе самых красивых мест области. Так, наверное, и есть.
Снизу, от моста через Истру, село смотрится каким-то очень уютным; веет тихой поэзией от спрятавшихся за деревьями крышами домов и от самой реки, с густой травой и кустами по склону высокого правого берега. Как несильный, но звучный удар колокола завершает композицию белоснежный храм в вышине. Красота рукотворная дополняет красоту природы.
Не менее поэтическое, но уже в другом раде, впечатление от видов сверху из центра села. На севере живописная пойма Истры, окаймлённая лесами и наполненная воздухом. С других сторон луга и паля, и опять леса вдали за Москвой-рекой, на фоне которых блестит луковка церкви в Уборах, творение знаменитого зодчего Якова Бухвостова. А среди полей и лугов деревни, профиль которых еще мало искажён современными, зачастую безликими, постройками.
Так же мало искажен и профиль Дмитровского. Село, что редкость в наше время, сохранило свою древнюю планировку.
Дмитровская церковь, как памятник архитектуры ХУ11 века, давно взята под охрану государством. Но нынче к памятникам, как к изо- лированному, взятому самому по себе, объекту, уже не относятся. Памятник должен жить вместе со своей средой, взаимодействовать с ней и, во многом, даже её определять. Поэтому в настоящее время трестом "Мособлстройрестоврация" разработан проект зон охраны вокруг Дмит- ровской церкви и села. Всё расширяющихся от памятника зон с регулируемой застройкой несколько. Самая большая по площади - "Зона охраняёмого ландшафта". Она: охватывает и Дмитровское и прилегающие деревни Тимошкину и Грибанову. Смысл всех запроектированных эон один - не исказить никаким современным строительством сохранившийся природный и исторический ландшафт.
А история — письменная только - здешних поселений идёт, как говорится, от седой древности. Первое упоминание о Дмитровском относится к самому началу XYI века, как о вотчине Плещеевых, которым, кстати, принадлежало в те времена немало селений в нашей округе. Называлось тогда село деревней Гузеевой. О происхождении названия деревни хочется высказать некую версию, возможную в случае связи названия с кем-либо из Плещеевых. Хотя прозвища "Гузей" в родословной Плещеевых не зафиксировано, но не совсем благозвучных, таких как "Рачко","Юрло", "Чмот" и ещё похуже, встречается немало. Может быть больше, чем в любом другом роду. Так что и "Гузей" вполне возможен среди потомков "Плещея".
Один из Плещеевых, а именно Иван, сын Васильев, был то ли очень богомолен, то ли очень грешил, да раскаялся, но многие свои селения, в том числе и Гузееву, завещал в 1532 году Троицкому монастырю. Тогда же строится здесь первая деревянная церковь во имя Дмитрия Солунского. Бывшая деревня, теперь село получает двойное название Дмитровское, Гузеево тож.
Пережив нашествие интервентов в начале XYII века, село отстраивается вновь, взамен сгоревшей строится новая церковь, опять деревянная. Село из монастырских переходит в дворцовое ведомство. В 1631 году село отдаётся патриарху "для дровяного обиходу". Т. е. от за- пустения ещё окончательно не оправились, и кроме природных богатств взять было нечего. Вскоре село становится центром окрестных патриарших владений с деревнями Тимошкиной и Грибановой. Тогда же и утрачивается совсем древнее название села.
В 1666 году, после падения патриарха Никона, который, кстати, бывал в Дмитровском, село опять приписывается к дворцовым. В 1677 году оно отдаётся боярину князю Юрию Алексеевичу Долгорукову за его прошлые заслуги при разгроме Степана Разина. Во время стрелецкого бунта в 1682 году, который художественно описан в книге "Пётр Первый" А. Толстого, были среди прочих бояр убит стрельцами Ю. А. Долгоруков и его сына Михаила. За вдовой Михаила Долгорукова остаётся соседнее с Дмитровским Степановское, а Дмитровское с деревнями забирается в дворцовые и, почти сразу, отдаётся вновь, в патриаршие. С уничтожением патриаршества село переходит в 1721 году в синодальное ведомство. С 1763 года, после секуляризации церковных владений и до освобождения крестьян в 1861 году оно считается государственным
Как видим, в истории одного села отразилась история государства.
В период расцвета усадебного строительства в конце XYIII - на- чале XIX веков село не находилось в частном владении, поэтому тут нет памятников гражданской архитектуры, как в недалеких Петрово—Дальнем и Николо—Урюпине. При патриархах лишь заводились хозяйственные дворы, от которых давно ничего не осталось.
Но через три столетия дошел до нас каменный храм, оконченный строительством в 1689 году при патриархе Иоакиме. Имя заказчика, таким образом, известно, а имя строителя забылось.
И ещё известно имя виновника искажения древнего облика храма. В 1841 году на средства и по инициативе купца Н. Е. Зельина, бывшего тогда церковным старостой, пристраивается к церкви новая колокольня в современном классическом стиле. Из-за пристройки уничтожено западное крыльцо, бывшее, вероятно, аналогичным сохранившемуся северному с бочёнкообразными колонами. К счастью не разобрали древнюю шатровую колокольню над правым приделом.
Что представляло из себя село в прошлом веке? В самом его на- чале оно было наполовину сожжено войском Наполеона. Церковь, правда, не пострадала. Совсем сгорели деревни Тимошкина и Грибанова. Но, согласно справочнику Нистрема за 1852 год вновь существуют деревни, а в самом селе 96 дворов и около 550 жителей. В селе и деревнях Тимошкиной и Грибановой вместе было около десятка мелких крестьянских ткацких фабричек - "светлиц". В "Памятной книжке Московской губернии на 1899 год" находим, что в селе Дмитровском Аксиньинской волости Звенигородского уезда было почти 700 жителей, а в Тимошкине и Грибанове около 500 в каждой. Ещё в селе была земская школа.
Не раз за свою историю сгоравшее и запустевшее село всегда возрождалось вновь. Два вражеских нашествия прокатились через него. Лишь последнее, в 1941 году не дошло до села, совсем немного не дошло.
Возвращаясь к памятнику, заметим, что службы в церкви не было всего полгода в зиму 1941-42 годов.
История памятника нам сейчас боле или менее известна, и собранная хранится в церкви, а сто лет назад церковными служителями она была начисто забыта.
Неизвестно стало ни кем, ни когда построена церковь. Начинает история его восстанавливаться в конце прошлого века, прежде всего в известных трудах В. и Г. Холмогоровых.
Организуется "Московское археологическое общество", а в нём комиссия по сохранению древних памятников, которая следит за тем, чтобы не искажались перестройками древние здания. В 1906 году, прежде чем дать разрешение на устройство в Дмитровской церкви новой системы отопления, исследовательская группа общества во главе с архитектором И. Машковым проводит обследование и обмеры церкви.
В наше бурное время отношение к архитектурным памятникам, особенно зданиям церковным, было, как мы знаем разным... Но восторжествовал, в конце концов, единственно правильный взгляд - бережно хранить доставшуюся нам красоту. И природную, и рукотворную, но об этом я уже писал в начале статьи.

© Е. Смоленский
- член президиума совета
Красногорского отделения Общества охраны памятников.
Июнь 1988 год.